Поиск

График проекта vs Бэклог продукта: битва без шансов

Как не завалить проект и избежать абсурда, стресса и накладных расходов при помощи Agile-технологий



График проекта vs Бэклог: битва без шансов


В век просвещённого аджайла не следует уже даже употреблять такие слова, как «график проекта». И хотя многие проджект менеджеры могут высоко поднять бровь, я всё-таки скажу: График проекта не нужен, вреден, опасен и чреват!

А теперь, сделав, такое эпатажное заявление, я постараюсь объясниться и доказать вам, что все графики проекта должны быть заменены на бэклоги везде, где это возможно, а возможно это везде.


План всему голова


В чём подразумеваемая сила графика проекта? Конечно в планировании.

Теоретически, если у вас есть план, в котором есть объёмы, бюджет, ресурсы и сроки – это хорошо! Спонсоры проекта спокойны, так как им есть о чём со знанием дела отчитываться акционерам. Стейкхолдеры спокойны, потому что знают, что и когда им ожидать с точки зрения изменения бизнес-процессов, а, следовательно, и их жизни. Менеджер проекта спокоен, потому, что он знает, в конце концов, что ему делать.

Но… (всегда есть это проклятое «но», не так ли?)

На практике, это чудовище – «график проекта» начинает разрушать ваш проект прям с самого начала.


Опытный PM (project manager) и его команда, прекрасно понимая, что сколько бюджета и сроков не заложи, много не будет, начинают «из экспертного опыта» закладывать по максимуму везде, где получится. Спонсоры, которым нужен хороший NPV (иначе не с чем идти к акционерам) начинают всё урезать и сокращать, бизнес-юзеры, глядя на то, что получается, поднимают вой до небес, ибо им с этой нежизнеспособной химерой потом идти бок о бок по жизни.


Планирование и согласование графика проекта затягивается, потом ещё, потом ещё… И вот всё утверждено. Да, на планирование ушло в три раза больше времени, чем изначально планировалось, но теперь-то всё на мази!

PM и его команда не спеша (потому что в деле перезакладывания их никто не сделает и времени у них полно) начинают работать своё внедрилово. Первые пару-тройку УК проходят пристойно и солидно. До тех пор, пока не приходит пора выкатывать, наконец, какие-то результаты.


Менеджер проекта неспокоен


Первый же Управляющий комитет с выкатыванием результатов превращается в драму. Оказывается, бизнес юзеры и близко такого не согласовывали, и вообще — поражены глубиной некомпетентности менеджера проекта и его команды. Они хотели совсем другое.

Спонсоры начинают медленно привставать из-за стола – они ВООБЩЕ не так видят этот проект, и УЖЕ доложили о своём видении акционеру в красках.

Менеджер холодеет. Его команда зеленеет от злости, потому что они уже очень много сделали и переделывать уже, во-первых, нет времени, во-вторых, нельзя, в-третьих, какого хрена! Менеджер проекта в полуобморке, но пытается договориться со всеми.

Все поражены его неудачей.


Новые вводные


И вроде всё ещё можно исправить, спонсоры отчитываются о временных трудностях и отставаниях, которые вскоре будут пофиксены. Команда проекта начинает круглосуточные посиделки, чтобы теперь сделать «как надо». И тут на очередной встрече возникают НОВЫЕ ВВОДНЫЕ от акционера. Спонсоры не в силах сказать нет и идут к взмыленному ПиЭму, слегка порозовев лицом. ПиЭм понимает, что теперь он и команда точно не успеют выполнить график проекта; что от графика проекта, собственно, ничего и не осталось; что уже прошла половина проекта, а сделано, в общем…хмм…ничего, и возникает вопрос, а чем это они всё это время занимались?

Время компромисса


И именно на этом этапе, когда все понимают, что провал близок, начинается тотальный компромисс всех со всеми. Уже некогда внедрять проект – надо клепать красивую отчётность. Настаёт время приукрашиванья, легенд и мифов и просто банального вранья. Все участники действа к этому моменту уже так повязаны всеобщей ложью, что уже не спорят и не ищут виновных, потому что при любых разборках не отмыться никому. Сообща они выкатывают мертвеца с напомаженными губами пред очи акционеров, постоянно повторяя, что всё ещё будет дорабатываться, так сказать, «в полях».

Мертвец, надо сказать, выглядит не сильно хуже большинства других «успешных проектов», которые акционеры привыкли видеть у себя в компании, так что… проект признается внедрённым. (К тому же акционерам тоже не хочется, признавать миру, что компания их неэффективна, и тем самым понижать стоимость акций).

Раздаются награды, все хвалят всех, слегка порозовев лицами и приопустив веки. PM заливает осадок горечи коктейлями на Бали, пропивая бонус.

Занавес.


Эпитафия


Итак, проект успешно завален.


Но могло ли быть по-другому? Можно было ли обойтись без чудовищного «графика проекта», согласование которого съедает огромную кучу времени, поселяет ложные и такие разные ожидания в головах всех заинтересованных сторон, а потом начинает могильной плитой давить на ПиЭма и команду, которые вместо того, чтобы решать реальные проблемы бизнеса, пилить годные продукты и услуги и, собственно, добавлять ценность компании, вынуждены носиться в мыле, чтобы обеспечить «выполнение графика проекта» и при этом угодить всем стейкхолдерам? Да, возможно.


Ответ: бэклог.


  • Вы не пытаетесь запланировать каждый шаг, каждый ресурс и человекочас. Вы согласовываете общие высокоуровневые KPI и начинаете проект, сэкономив на этом уйму времени.

  • Вы берёте те ресурсы, которые у вас есть и идёте с ними превращать согласованные KPI в пользовательские истории. И выгода здесь не только в том, чтобы точно понять, какая картинка конечного продукта в голове у пользователя. Это также ваш шанс с помощью уточнений и разъяснений сформировать эту картинку в нужную и практичную сторону. (Запомните! Не существует такого понятия, как «слишком много change management-а)

  • Из этих пользовательских историй, как настоящие декомпозиторы, вы декомпозируете себе симпатичный маленький бэклог и принимаетесь ваять прототипы, визжа и похрюкивая от радости понимания и осмысленности происходящего.

  • На первый же (ну окей на второй) УК вы притаскиваете этих своих недопиленных уродцев, не стесняясь ничуть. Ведь это ПРОТОТИПЫ! Они не должны быть совершенством! И в этот период, если кто-то в вашей команде начинает вставать в позу, крича, что он «привык делать всё на совесть», что «отвечает за свою работу», и что «готово, только тогда, когда готово», гоните его из команды. Или объясните ему понятие MVP (минимально жизнеспособный продукт). Не нужна ложка с инкрустациями и вязью, когда всё уже съедено. Ложка дорога к обеду.

  • Теперь. На этом же УК вы получаете самое ценное, что может получить менеджер проекта – РАННЮЮ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ ОТ ЗАКАЗЧИКА! Когда ещё только всё началось, когда менять можно что угодно и куда угодно.

  • Вы собираете эту обратную связь и уходите, чтобы принести через неделю немного улучшенные прототипы. Пусть они всё ещё не идеальны, но вы добавляете ценность с каждым разом и так начинаете РАБОТАТЬ КОРОТКИМИ ИТЕРАЦИЯМИ.

  • Так как все заинтересованные стороны понимают и разделяют ваше видение, и, более того, сами принимают участие в создание финального продукта, у всех формируется чёткое понимание того, как быстро идет проект, хватает ли ресурсов, где нужно ускориться и отчего, очевидно, нужно отказаться как от нежизнеспособного, то вы не тратите время на многочисленные согласования, «новые вводные» и оправдание чьих-нибудь ложных ожиданий, а внедрение проходит в спокойной рабочей атмосфере.

  • Кроме того теперь вы не только успешно внедряете проект, но и строите здоровые, продуктивные и позитивные отношения со спонсорами и клиентами, закрепляя свою репутацию гениального проджект менеджера и команды мощнейших профессионалов.

  • Вы таки внедряете проект, который так поразит привыкших к мертвецам акционеров своей живостью, что они начнут подумывать об угловом кабинете для вас и об IPO для своей компании! И самое главное, друзья!

Вы постоянно развиваетесь, учитесь и получаете огромное удовольствие от своей работы!

Просмотров: 145
Рисунок1.png

Agile, Lean, Организационное развитие, Спиральная динамика,        Производственная эффективность, Управление изменениями

Подписаться на обновления
  • Grey Facebook Icon

(C) Agilean 2018

 

  • Facebook Social Icon