Поиск

Как провести ретроспективу, добавить ценность и не умереть со скуки

Стратегия проведения ретроспектив


Пример креативной ретроспективы

КАКОЙ, ВООБЩЕ, СМЫСЛ В ЭТИХ РЕТРОСПЕКТИВАХ?


Очень часто начинающие и не очень скрам-мастеры жалуются на то, что их ретроспективам не хватает огонька. Процедура превращается в рутину, то и дело раздаются призывы «отменить» и высказывания «я и так знаю, что делать, давайте просто пойдём работать». Команда огорчена бессмысленным формализмом. Скрам-мастер чувствует себя не нужным и впадает в экзистенциальный кризис.


Почитав советы Agile-гуру, он погружается в уныние ещё больше от их размытости и неконкретности — «будьте креативными», «тщательней готовьтесь» и т.д и т.п. Между тем, проведение ретроспектив, их формат и наполнение становятся очевидным делом, если у вас есть понимание, для чего вы это делаете, и в чём основной смысл работы скрам-мастера.

Это просто.


Смысл работы скрам-мастера (или Agile-коуча) в создании и развитии эффективной команды. Причем основным развиваемым качеством команды должна быть самоорганизация. По сути для проведения успешных ретроспектив вы как скрам-мастер должны знать две вещи:

A. Основная цель скрам-мастера: формирование и развитие эффективной команды через её самоорганизацию

B. Agile – переводится на русский язык, как «гибкий», не просто так, а потому, что вы можете создавать любые Agile-инструменты, артефакты, фреймворки и методики, какие посчитаете нужным и релевантным для вашей ситуации и ваших задач. НО только если вы правильно понимаете процессы взаимодействия человека в группах, а не ограничили своё понимание прочтением Agile-манифеста, который звучит, мягко говоря, расплывчато и однобоко.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?



Об основных принципах человеческого взаимодействия, вы можете прочитать самостоятельно (начав с книги Фредерика Лалу “Reinventing organizations»), а я перейду сразу к практике или насущному вопросу «Что же КОНКРЕТНО делать?» Первое, что вам нужно сделать – создать атмосферу креативности, безопасности и то, что называется английским словом “fun”. Только в такой атмосфере члены команды захотят делиться с вами своими мыслями и вообще принимать участие в самоорганизации. И лучшим способом для этого является:

КРЕАТИВНАЯ РЕТРОСПЕТКИВА


Когда вы задаете неподготовленному в самоулучшении человеку вопросы «Что было сделано не так?», «Что мы могли сделать лучше?» и «Как мы изменим свою работу?» вы бросаете разум человека в заплыв по огромному массиву данных. И самый частый ответ, который вы получите будет: «Да, вроде всё нормально, надо просто лучше работать». Это не тот ответ, с которым может работать скрам-мастер, поэтому обратимся к существующим инструментам развития креативности. В примере ниже, для создания креативной fun-ретроспективы основой послужил переработанный принцип «6 шляп мышления»


Основная идея в том, что вместо того, чтобы растекаться мыслями по древу мы последовательно решаем ряд конкретных задач. А, если точнее, смотрим на одну и ту же проблему под разными углами. Вы можете назвать столбцы, как в примере на фото, можете придумать свои. Главное — увлечь коллег.


Попробуйте и вы будете удивлены, как много новых идей и интересных инсайтов вы узнаете от своей команды. Не забывайте про атмосферу: если есть бюджет, купите пиццы и колы (мозговая активность требует углеводов), поставьте ненавязчивую расслабляющую музыку (что-то вроде той, что играет фоном в ретро-порно роликах 80-х), организуйте рабочее пространство в любом удобном вам беспорядке, лишь бы это не выглядело, как обычное рабочее совещание – вы хотите, чтобы люди вышли за рамки своего обычного мышления, так помогите им. Они должны понять, что это игра и в ней нет глупых вопросов и ответов. Пусть пишут ответы на стикерах, развешивают по столбикам, после чего скрам-мастер может зачитать все предложения вслух, обсудить, пошутить, записать всё полезное, что вы вместе наметите к выполнению.


КТО ЗДЕСЬ ХОЗЯИН?


Начните с вопросов о том, как обустроить быт – переставить столы, покрасить стены в другой цвет повесить портреты Элвиса Пресли! Начните с обсуждения ресурсов – можете ли вы купить новую кофе-машину, клёвые пуфики и стол для пинг-понга в офис? Поможет ли им это работать? И если да, то что они могут предложить заказчику взамен? Повышение эффективности? Новое качество? Ответ на этот вопрос можно отложить на следующую ретроспективу. Главное, воплотите в жизнь решения об изменениях быта, распорядка, организации процесса. Дайте им почувствовать себя хозяином! Пусть увидят эти быстрые изменения, пусть поверят в то, что они здесь всё решают. Поверят, что они могут себе позволить всё! Но… только если они себе могут это позволить!

РЕТРОСПЕКТИВА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ


Теперь, когда вы привлекли их внимание, настал отличный момент, для следующего типа ретроспективы — ретроспективы целеполагания и стратегии. Момент, чтобы спросить, а чего, собственно, это команда хочет добиться. Какие цели сейчас стоят перед командой? Пусть каждый встанет и расскажет, как он их видит, согласен ли он с ними. Обсудите, все ли считают эти цели правильными. Если да, что мешает их добиться? Если нет, как их нужно изменить? Обсудите, проведите мозговой штурм, запишите решения, сроки и ответственных. ВУАЛЯ! Теперь вы можете проводить…


ФОКУСНЫЕ РЕТРОСПЕКТИВЫ


Когда цели ясны, и все их разделяют, препятствия определены, шаги намечены, вы, наконец, переходите к настоящему созданию ценности – совместной работе над проблемами команды. И в этой ситуации вопросы «Что мы могли сделать лучше в течение спринта?», «Что помешало?» и «Что нужно сделать по-другому?» зазвучат совсем по-другому. Вы получите внимание команды, мотивацию и самоорганизацию. И после этого вам останется только шагнуть в тень, подобно серому кардиналу, и лишь мудро фасилитировать и направлять команду к её развитию и вашему общему успеху.

Просмотров: 0
Рисунок1.png

Agile, Lean, Организационное развитие, Спиральная динамика,        Производственная эффективность, Управление изменениями

Agilean | Методология трансформации бизнеса

Подписаться на обновления
  • Grey Facebook Icon

(C) Agilean 2018

 

  • Facebook Social Icon